Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Барнаул
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Биробиджан
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Интервью

В Калининграде балом правит ирония

В Калининграде балом правит ирония
Фото instagram.com/andreykovalev01
Писатель-юморист, сценарист, актер и режиссер Андрей Ковалев в Калининграде не нуждается в представлении. Его, пожалуй, знают все. Он автор и исполнитель моноспектаклей, идущих с неизменными аншлагами.  Каждый год Андрей Ковалев готовит своим зрителям премьеры. А еще он автор и соведущий популярной юмористической телепередачи «Фокусы жизни» на местном телевидении. А еще Андрей Ковалев - популярный блогер, щедро делящийся со своими читателями частичкой своего таланта.

— Андрей Владимирович, думали ли вы в детстве, что станете одним из самых популярных людей в Калининграде, которого будут узнавать на улице, у которого будут брать автографы, и на спектакли которого будут полные залы?

— Ну, во-первых, я никогда не думал, что у меня будут брать интервью и обращаться по имени-отчеству. А во-вторых, в детстве я жил в Полесске, и тогда я вообще об этом не думал. Я не задумывался, кем я хочу стать. Вернее, хотел быть футболистом, потому что мне нравилось играть в футбол. Но идея стать артистом пришла мне где-то в классе 9-10, когда я сходил на концерт Михаила Евдокимова. Я тогда подумал: надо же, человек стоит два часа, ничего не делает, а зарабатывает хорошие деньги! Как мне показалось. Я повторю, мне показалось, что он особо ничего сложного не делает. И как оказалось гораздо позже, это были две огромные мои ошибки.

Уже позже, проезжая мимо областного драмтеатра, я всегда восхищался им, и для меня это было нечто такое великое. Конечно, в детстве я даже и не мечтал о популярности. Я хотел стать популярным уже после того, как поступил в училище эстрады, но я не очень понимал, как это сделать. И нам никто, к сожалению, не объяснял, что для этого нужен материал, что для этого нужен номер. Что шести-семиминутным выступлением можно зарабатывать на жизнь. Нас выпустили из училища эстрады неподготовленными, у нас ни у кого не было номера.

— Училище эстрады – это уже профессиональный этап, а был ли любительский? КВН или какая самодеятельность?

— Конечно! Это была агитбригада в ПТУ, где я учился после школы. Мы там учили какие-то басни, и я даже взял приз за чтение пьесы Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Я ее выучил всю! На каком-то конкурсе художественной самодеятельности мне даже дали первое место и грамоту. Участие в агитбригаде позволяло прогуливать занятия в ПТУ, так что я с радостью занимался этим, а еще нас там вкусно кормили.

— Каков был ваш путь на сцену?

— Еще во время учебы в училище эстрады я начал писать свои тексты. Может, из жадности? Мы, студенты, могли по студенческому билету посещать любые театры Москвы и концерты. И я подумал, а кто пишет всем этим выступающим. Но я столкнулся с огромной проблемой. Это ведь надо было выдумывать, постигать азы, как это вообще пишется. Но правила написания юмористических текстов и признание того, что ты написал фигню – это отдельная тема для разговора. Ну, как это зачастую происходит? «Я-то гений, это вы в тексте ничего не поняли». И как показывает жизнь, человек впоследствии завязывает с профессией. Ну, это если совсем коротко об этом.

После училища эстрады я поступил в университет культуры Москвы на факультет режиссуры — массовых представлений, сначала на дневное отделение, а потом перевелся на заочное, потому что у меня уже была семья, и я переехал обратно в Калининград. С дипломом артиста эстрады разговорного жанра куда я пошел устраиваться на работу? Естественно, на телевидение. Это был конец 90-х, и тогда на телевидении еще были дикторы. Первым моим местом работы стал первый калининградский негосударственный телеканал «Премьер», потом была телерадиокомпания «Дюны», где я с коллегой начал свою программу «Фокусы». Но для того, чтобы регулярно выпускать юмористическую передачу, нужно было писать сценарии, что собственно, и пригодилось мне потом.

Я уже начал писать, много писал, и даже продавал свои тексты некоторым эстрадным исполнителям. У меня в общаге сидели многие довольно известные сегодня личности, просили меня написать им текст. И вот это мое умение пригодилось мне для подготовки сценариев телепрограммы. Мы достаточно долго ее выпускали, и как-то один умный человек сказал мне, а почему ты не пишешь сам себе спектакли? И предложил стать моим продюсером. Я сказал – погоди, и подумал, а зачем мне продюсер? И вот тогда мне в голову пришла идея написать спектакль – это и был самый мой первый спектакль «День, полный жизни», 2009 год. Что-то сейчас вспомнил, давно уже получается.

— И сразу на сцену драмтеатра?

— Нет, конечно. Самый первый мой спектакль мы показывали в Дворце культуры моряков на базе Литературного театра. Это был не моноспектакль, со мной еще другие актеры выступали на сцене. А потом я подумал, а зачем мне кто-то еще? Я один это сделаю, как мне казалось, лучше. Я стал выступать один. И первый мой моноспектакль состоялся в Советске, в «Тильзит-театре», на который я чуть не опоздал. Мы приехали буквально за 10 минут до выступления. Мне звонят, говорят – тут полный зал, а вы где. Я отвечаю, что в дороге, скоро будем. Потом было еще несколько площадок, и только спустя несколько лет и благодаря своей наглости я пришел в Калининградский областной драмтеатр и спросил: можно? Мне ответили – да. Вот такая история.

— Калининградский театр всегда был интересным и самобытным. Ваша оценка, что сейчас происходит в этой сфере? Наш театр идет на поводу у зрителя или напротив, формирует зрителя под себя?

— Мне кажется, что они экспериментируют. Или, должен так делать. Они ищут. В конце концов, они заняты творчеством. Что-то получается, что-то, естественно, не получается, и в этом плане я их абсолютно поддерживаю. И у меня были такие спектакли, которые приходилось очень сильно шлифовать. И я это понимал только после показа спектакля — это не пойдет. Но только мне переделать гораздо проще и легче, я на сцене один. А что такое переделать спектакль с массой действующих лиц? Это же практически сделать еще один, но теперь уже другой. Поймите, когда мы берем материал, мы с ним работаем и не знаем, что выйдет в итоге. Мы все хотим сделать, как лучше, но не всегда получается по совсем непонятным причинам. И если бы мы знали, как это делается, но этого не знает никто. Я не понимаю, почему один спектакль более смешнее, чем другой. Не понимаю. И это не поддается никакому анализу.

— Ваши спектакли и тексты – они о нас, о каждом из нас. Когда смотришь или читаешь, говоришь себе – да, это же в точку! Откуда вот это берется? Как удается войти в резонанс со зрителями и читателями?

— Я еще с первого курса училища эстрады заточен на то, чтобы людям рассказать про них. Потому что мне всегда, как и любому другому, интересно про себя. А у меня такая профессия, что как ни крути, а я обслуживаю ваши интересы, интересы зрителя. Все свои спектакли я написал для себя сидящего в зале как для зрителя. И когда вы приходите ко мне на спектакль, я прекрасно понимаю, что вы хотите послушать про себя. Меня как-то спросили: вы свободный художник? Я ответил, что нет. Свободный художник работает для себя, а я для зрителя. Я проверяю свои тексты на жене, на знакомых, на друзьях. И я всегда предполагаю, насколько интересно это будет людям. Я не высказываю: меня лично это волнует, значит об этом я и буду говорить, я думаю, что волнует вас. Это два принципиально разных подхода. Мои все спектакли – это набор определенных ситуаций, и я занимаюсь обслуживанием зрителя, только своими средствами. Если сказать еще шире: мы все, занимаясь той или деятельностью, обслуживаем друг друга.

— Вы коренной калининградец, ваше творчество в большинстве своем про Калининград. Недавно, с ежегодным многотысячным наплывом переселенцев в Калининградскую область, стало почему-то обыденным говорить, что коренных калининградцев не существует, что калининградцы ничем не отличаются от жителей других регионов. Вы согласны с такими утверждениями? И каков он, настоящий калининградец, как бы вы его могли описать?

— У меня несколько текстов было на эту тему, потому что это, действительно, актуальная тема. Калининград – уникальный город. Мы избалованы морем и природой. Мы избалованы близостью Европы. Мы гордимся своим городом и умеем к себе относиться с юмором. Здесь балом правит ирония. Здесь все самодостаточны, здесь каждый – звезда. Самолюбование – это нормально. Да, в Калининград переезжает жить много людей. Кого Калининград впустил и принял, тот остается здесь навсегда, еще друзей да родственников перетащит. Так вот, откуда бы вы ни приехали, из какого бы города, из какой бы страны, это вызовет сочувствие у местных жителей. «Из Нью-Йорка? Что, одумался? Из Лондона? Экология?..» Если в любом другом городе России присутствие москвича рождает фразу: «А-а, из Москвы, конечно!», то в Калининграде скажут: «Из Москвы? Опять понаехали! Тяжело вам там?» Москвичи не знают, как относиться к нам с нашей жалостью к ним. Если жители Питера испытывают вечный комплекс по отношению к москвичам, то у калининградцев такого чувства нет, что рождает чувство самодостаточности и полноценного провинциального снобизма. Мы вообще к остальным относимся снисходительно, мы это можем себе позволить. Почему-то…

Какой он, настоящий калининградец? Мы тут все индивидуальности и самопупы. Нас коробит, когда кто-то наш город сравнивают с другим. Не важно каким. «Смоленск сравнивай с Вологдой, а вот Калининград трогать не надо, деточка». Мы возмущаемся, когда нам не дают того, чего мы хотим. «Дайте, иначе гадость сделаю! Да я лучше вообще ничего не буду делать, чем работать за эти копейки». Приезжие восхищаются нашим менталитетом, мол, это ж надо, насколько вы не хотите работать. Ну, так, учитесь. А это так по-нашему, пообещать и немного не выполнить, договориться о встрече и чуть-чуть не прийти. Получить предоплату и ненадолго уехать. Мы отлично умеем возмущаться: «Десять километров дороги сделали? Почему не двадцать?.. Столб на площади поставили? Почему не шар?!» Наши слова «ну, ни че так, нормально» в переводе на российский означают «потрясающе и великолепно». Два калининградца сидя в автобусе, могут с сарказмом обсуждать архитектуру древнего Рима «О, смотри, у нас также в Косме». А недовольство – это особенность местного колорита. Те же дороги у нас делаются не для того, чтобы их сделать, а для того, чтобы их делать. Хорошо может сделать любой дурак. А как сделать дорогу так, чтобы через полгода её нужно было переделывать? Вот! Чтобы и любовницы были сытые, и их дети в университеты поступленные.

Калининградец не боится ураганов – это обычное явление. Он не боится купаться в Балтийском море в шторм, это, наоборот, ему по приколу. И, кстати, в шторм вода теплее. А новость о шторме – это вообще не новость, так, дует маленько. Ой, иву завалило, столб упал, опять вечерок без света посидим. А вот если хотите напугать калининградца, пообещайте ему устроить экскурсию по Золотому кольцу России. Вот это для него действительно страшно…

— Вы активно выезжаете на гастроли в другие регионы России. Не было мысли переехать, скажем, в Москву для достижения уже федеральной известности?

— Мысли перебраться не было. Но я могу сказать, что я люблю работать с Москвой. Работать в Москве одно удовольствие. Ты прилетаешь – все четко, все отлажено. Это они мне звонят и говорят – давай афишу, давай пресс-релиз. Работать – удовольствие. С другими регионами немножко не так. Там начинается: ну, давайте, ой, это ж надо работать. Но жить в Москве не хочу. Я во время учебы там жил, там выживание, там нужно лапками сбивать молоко в масло, чтобы не утонуть. А я калининградец… Можно было бы конечно добавить «поэтому плыву, куда хочу», но я этого говорить не буду.

Подборка интригующих новостей, подписывайтесь в Яндекс Дзен
Яндекс.Метрика